banner
Страница 1 из 212»
Форум Психологии » ВИРТУАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » Метафоры для жизни » Метафоры
Метафоры
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 06:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса, в том числе, чтобы кратко выразить объемное значение описываемого объекта. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи (иносказания), от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного на другое. Развёрнутая метафора породила множество жанров.
Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
Категория или контекст,
Объект внутри конкретной категории,
Процесс, каким этот объект осуществляет функцию, и
Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Метафора в искусстве часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является ее постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.

Метафора (Психологос - энциклопедия практической психологии)

Метафора - образный способ описания ситуации. Метафора помогает эмоционально окрасить речь или текст.

Примеры простых метафор:
Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)
Использование метафор во влиянии на окружающих

Метафоры применяют в педагогике, психологии, психотерапии, public relations, поскольку, будучи правильно составленными, они мягко, не "в лоб", пробуждают заданные Автором мысли, чувства и настроения... Ведь недаром, по одной из гипотез, греческое слово "метафора" происходит от слова "амфора" - сосуд для перенесения чего-то.

Как отмечают историки, религиозные деятели учили притчами, достаточно мощными, чтобы прожить тысячелетия. Такие персонажи этих историй, как Блудный Сын, Голиаф, Иуда и Хам стали частью нашего повседневного словаря.

Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом. Смотри Метафоры внутреннего мира
Использование метафор в работе над собой

Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 06:09 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
И так первая метафора для работы над собой.

ТРИ СИТА

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг...

Подожди, подожди! прервал его мудрец. Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

Какие ещё три сита? удивился мужчина.

Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

Не знаю... с сомнением в голосе сказал посетитель. Я слышал это от других...

Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! продолжал Сократ. Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, это нечто доброе, созидающее?
Нет, не думаю, честно признался собеседник. Но...

Мудрец снова остановил его:

Тогда возьмём ещё третье сито и поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?

Нет в этом необходимости...

Значит, улыбнулся Сократ, если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 06:41 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Наберись смелости, сделай попытку

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы
узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.
Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. "О вы, поданные мои, - обратился
к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет
решить ее". Он подвел присутствующих к огромному дверному замку - такому
огромному, которого еще никто никогда не видел. "Это самый большой и
сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? " - спросил царь.
Одни придворные только качали головами. Другие стали разглядывать замок, но
вскоре признались, что не смогут его открыть. А раз мудрые потерпели неудачу,
остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Но один
визирь подошел к замку из толпы. Он стал внимательно разглядывать и
ощупывать замок, затем попытался подвигать его, и вдруг одним рывком открыл
замок! Он был просто не замкнутым. Тогда царь объявил: "Ты получишь
должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но
надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 06:46 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
"Восхождение"
Все говорили ему, что эта вершина опасна. Все говорили ему, что эта гора – самая высокая в мире. Все
говорили ему, что никто еще не был там, наверху. Но однажды утром он собрал все необходимое и
отправится в путь.
Подъем был неимоверно сложным. Множество раз балансировал он на тонком лезвии между жизнью и
смертью. Тело словно стало чужим и подчас неохотно реагировало на команды мозга. Но он продолжал
восхождение, стиснув зубы и шепча никому не слышные слова.
Последние метры казались адом. И вот уже мозг отказывался понимать, где он находится, и часто
рисовал странные сюрреалистические картины. И тогда тело брало на себя, казалось, непосильную
задачу и продолжало карабкаться вверх.
Достигнув вершины в кромешной тьме, он заполнил все окружающее пространство звериным криком
победителя и забылся недолгим беспокойным сном.
Однако рассвет подарил ему новые впечатления: на расстоянии нескольких километров от покоренной
вершины начинался путь к горе, которая была в два раза выше завоеванной.
 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:08 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Собрать воедино
Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть
высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: « Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей – тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать,
как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы,
танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание
 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:11 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Все в твоих руках

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках….»

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:13 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Желания

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. В Индии концепция рая - древо
исполнения желаний. Как только сел под таким деревом, любое желание немедленно будет исполнено - нет никакой задержки, никакого временного промежутка между желанием и реализацией желаемого. Этот человек был уставшим, и он лег спать под таким деревом исполнения желаний. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал: - Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда-нибудь. И немедленно из ниоткуда появляется пища - прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась - когда Вы голодны, Вы не раздумываете. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна... Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль: - Если бы только чего-нибудь выпить... В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино. Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться: - Что это твориться? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной? И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и
отвратительны - именно такие, какими он себе их представлял. Он задрожал и подумал: -
Сейчас они точно убьют меня. И они его убили. Что пожелаешь, то и исполнится.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:16 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
На преодоление сопротивлений

В одном городе, я уже не помню в каком именно, и когда это происходило, наверное, очень давно, жил один летописец. Я не знаю, что это был за город, наверное, он лежал на какой-то равнине, может быть, его окружали поля, или леса, а может быть горы, мы не знаем. Мы не знаем, какие дома были в этом городе, может быть каменные, а может быть и деревянные. Наверное, улицы этого города были грунтовыми или, может быть, вымощены камнем, мы не знаем. Может быть, город был полон деревьев и садов, окружающих дома и мощеные улицы. Наверное, в этом городе раздавался стук копыт и скрип повозок. Солнце медленно и сонно поднималось над этим городом, словно из ушата выливая на его жителей золотистый свет, который, переливаясь песнями утренних птиц, заливался в окна и наполнял дома, выгоняя его сонных жителей на такие же позолоченные светом улицы.
Этот летописец, который жил в этом городе, просто ходил по улицам города и записывал те события, которые происходили. Записывал то, что он видел в этом городе, то, что он слышал в этом городе и то, какие эмоции этот город и события в нем вызывали.
Привлекал ли его внимание запах вкусных булочек из кондитерской, где толстый пекарь, сам похожий на свои булочки с румяной корочкой, ловко орудовал лотками со свежевыпеченными, горячими, ароматными и хрустящими булочками, а его жена, похожая на самого пекаря, который сам был похож на свои булочки, ловко расправлялась с зазевавшимися сонными утренними покупателями, спешившими куда-то по залитым золотым светом мощеным улицам, он просто записывал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
Привлекал ли его внимание воробей, прыгающий по камням мощеных улиц, дразня ленивого, сонного и жирного кота, развалившегося около одного из домов, прищурив глаза от яркого утреннего солнца и меланхолично обозревавшего окрестности с прыгающим вокруг него воробьем, Он просто записывал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
Привлекал ли его внимание дом, стоявший на перекрестке двух улиц, завесив шторами свои глаза-окна, словно мерно посапывая перед утренним пробуждением своей широкой трубой, из которой только-только начал валить дымок недавно растопленной его жильцами печки, которые вот-вот откроют ему глаза-окна, раздернув штору и впустив внутрь солнечный свет этого утра, он просто записывал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
Однажды его внимание было привлечено одной лошадью, про которую мне как-то рассказывал мой друг. Эта лошадь тяжело тянула повозку, которая как будто сопротивлялась и не хотела ехать, как будто, ей было неприятно, что ее куда-то тащат. Повозка скрипела и упиралась всеми своими колесами, а лошадь продолжала с усилием ее тянуть, постепенно выбиваясь из сил. Может быть, повозке что-то мешало ехать, может быть, кто-то сказал ей, что не солидно тащиться за лошадью, и она боялась того, что о ней могут подумать, может быть, она боялась быстрой езды или, может быть, было что-то еще, что ей мешало, мы не знаем. Но настал момент, когда лошадь перестала тянуть повозку, и повозка тоже перестала сопротивляться, а лошадь, собравшись с силами, быстро пошла вперед, увлекая за собой ничего не ожидавшую повозку. Повозка хотела было опять сопротивляться движениям лошади, но ей вдруг понравилось это ощущение скорости и легкости, которое она почувствовала, и тогда она отдала себя во власть лошади и даже начала ей помогать, подталкивая ее. Так они неслись вдвоем, навстречу солнечному цвету, вызывая своей скоростью зависть и удивление у прохожих и других повозок. Мы не знаем сколько времени она катали друг друга, получая от этого такое наслаждение, которое они никогда не испытывали раньше. И снова летописец записал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
И снова его внимание привлек дом, стоявший на перекрестке двух улиц, светивший своими глазми-окнами, словно выпуская перед сном пар прошедшего дня через свою широкую трубу, из которой валил густой дым растопленной его жильцами печки, которые, поужинав, вот-вот закроют ему глаза-окна, задвинув шторы, когда золотой свет вечернего солнца плавно перетечет в сумерки, он снова записал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
И снова его внимание привлек воробей, прыгающий по камням на мощеных улицах, дразня ленивого, сонного и жирного кота, развалившегося около одного из домов, прищурив глаза на ярко-красный закат и меланхолично обозревавшего окрестности с прыгающим вокруг него воробьем, он снова записал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало.
И снова его внимание привлек запах вкусных булочек из кондитерской, где толстый пекарь, сам похожий на свои булочки с румяной корочкой, ловко орудовал лотками со свежевыпеченными, горячими, ароматными и хрустящими булочками, а его жена, похожая на самого пекаря, который сам был похож на свои булочки, ловко расправлялась с уставшими за этот день покупателями, бредущими домой в сумерках, медленно опускающихся на мощеные улицы, он снова записал то, что он видел, то, что он слышал и то, какие эмоции это в нем вызывало. Солнце огромным красным шаром прощалось с этим городом. Оно оставляло его сумеркам. Сумерки отдадут его Луне и звездам. На смену луне и звездам придет рассвет. И снова Солнце взойдет над этим городом. Будет новый день. Летописец снова выйдет на улицы.
Подумай, какие эмоции в тебе вызывает то, что ты живешь.
Сосредоточься на том, что ты чувствуешь. Послушай, что ты слышишь. Открой глаза и посмотри, что ты можешь увидеть. Это твой город. Напиши свою летопись.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:19 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Идеальная пара

Каждый человек на нашей планете похож на маленькую шестеренку со своим уникальным рисунком зубцов и зубчиков. Он крутится в огромном механизме жизни, пытаясь быть полезным, пытаясь принимать участие в процессе движения сложнейшего механизма космоса под названием Жизнь.
Некоторые шестеренки крутятся вхолостую, не соприкасаясь ни с чем. Некоторые - пытаются зацепить другую шестеренку, чтобы привести ее в движение, которое будет зеркальным отражением его собственного. Но все шестеренки имеют разный узор зубчиков, и мало того - некоторые вращаются в разном направлении и под разными углами.
Мужчина и Женщина, встречаясь, подобны шестеренкам. Они ОБА хотят вращаться синхронно друг другу, но сразу это не получается. Они откалывают друг от друга лишние зубцы, оставляют углубления и осколки своих зубцов в другой шестеренки. Пытаясь сделать ее рисунок похожим на свой они не понимают, что их собственный рисунок ТОЖЕ необратимо меняется. И чем больше они трутся друг об друга, тем более синхронным и правильным становится их движение. Оно не всегда такое, каким они его хотели сделать в начале... оно становится еще лучше, еще чище и правильнее. О чем шестеренки и не догадывались в самом начале.
Через какое-то время их движения полностью идентичны друг другу, с точностью до зеркального отражения... Они становятся идеальной счастливой парой, сумевшей выдержать боль "притирки" друг к другу.
Некоторые шестеренки не выдерживают такого испытания и расстаются... Но рисунок уже изменен... Вкрапления и углубления от чужих зубцов, останутся в их телах навечно, пока они крутятся... И встретив на своем пути следующую шестеренку им будет все сложнее и сложнее притереться друг к другу. В конечном счете может наступить момент когда это станет невозможным.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:21 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Спутник

Пустыню можно обратить в цветущий сад. Для этого нужна ежедневная тажелая работа - явная. Тысячи людей, под палящим солнцем таскающие воду, разгребающие песок, высаживающие первые деревья, - все это видно издалека, явственно. Путник, проезжающий мимо на ослике, издалека заметит дымы и отсветы тысячи костров, услышит блеянье и мычанье скота, приведенного с собой на мясо.
Даже малый участок пустыни требует - громаднейшей работы, пока зацветет акация на прежде безжизненном месте.
А как же душа человека? Как оживить душу, закованную в броню, умерщвленную самолюбием и гордостью? Возможно ли это? Ведь работа такая - еще более тяжелая, огромная работа, - должна быть тайной, скрытой. Чтобы один только Путник на ослике видел все, что творится там, в глубине.
Кажется, такое и не под силу человеку - оживить самого себя.
Человеку-одиночке не под силу. Но человек не бывает один. С ним всегда Спутник его. Только очень часто человек отворачивается от своего Спутника, делает вид, что не замечает Его, часто и в самом деле забывает. Но Спутник - продолжает дорогу и с забывшим. Спутник - всегда с вами, с каждым из нас.
Непосильное для одного - вдвоем, бывает, делается с легкостью.

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 07:22 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Хозяин своих настроений

Счастливы вы или несчастны " помните: и это тоже пройдет. Этот ключ позволит вам быть хозяином своих настроений, вместо того чтобы быть их жертвой.

Великий король, которому служили мудрые мужи, почувствовал себя со своим богатством очень несчастным. Соседнее государство было сильнее его государства и готовилось с ним воевать. Король боялся смерти, поражения, отчаяния и старости. Тогда он созвал своих мудрецов и сказал им: "Не знаю почему, но мне нужно найти такое кольцо, которое делало бы меня счастливым, когда я чувствую себя несчастным, а когда я счастлив, делало бы меня грустным". Король искал ключ, который бы открывал две двери: дверь счастья и дверь несчастья. О чем он просил? Он просил о том, как стать хозяином своих настроений. Он больше не хотел быть их жертвой. Мудрецы долго советовались друг с другом, но так и не пришли к заключению. Тогда они пошли к мистику-суфию и попросили его совета. Суфий снял с пальца кольцо и сказал: "Отдайте его королю, но скажите, что необходимо одно условие. Король может заглянуть под камень только тогда, когда все крайне безнадежно, все потеряно и он совершенно беспомощен. Иначе он не получит послания". Король принял это условие и взял кольцо. В бою он потерпел поражение, потерял страну и бежал, чтобы спастись от врагов. За ним гналась погоня. В этой погоне погиб его конь, и король побежал. Вскоре он добежал до пропасти, бежать больше было некуда. И тут он вспомнил про кольцо.
Перевернув кольцо, он посмотрел под камень и прочитал: "И это тоже пройдет "

 
AntoninaДата: Суббота, 03/Апр/2010, 16:11 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
А к какому типу людей Вы отнесёте себя?

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. (Конкретные слова приводить не буду, если не придумаете сами какой-нибудь жалостливой истории - газетку почитайте. Лучше что-нибудь из "желтой прессы".) Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!

Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвёртый - раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды.

"Что изменилось?" - спросил Учитель. "Ничего+" - ответил Ученик.

Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой - морковку, в третий - яйцо, в четвёртый - раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

"Что изменилось?" - опять спросил Учитель. "То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке", - ответил Ученик.

"Это лишь поверхностный взгляд на вещи", - ответил Учитель. "Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно+ вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат".

"Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

1. Человек-морковь. Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо "непреодолимые внешние обстоятельства". Чуть "придавило" и+ они уже в панике, психологически раздавлены. Такие "морковки", как правило, легко становятся "жертвам моды", хотят, чтобы "всё было у них, как у людей", именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и+ предсказатели.

2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны, что ли. Именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненные обстоятельства - всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни - никто, а в тяжелые времена они вдруг "твердеют" и упорно преодолевают "внешние обстоятельства".

4. "А как же кофе?" - воскликнул Ученик. "О - это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!" - ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

"Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь всех людей вокруг".

А к какому типу людей Вы отнесёте себя?

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:15 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Притча. Орел-курица

Притча неизвестного происхождения

Однажды человек нашёл яйцо орла и подложил его курице. Орлёнок вырос вместе с цыплятами и стал похож на них: он кудахтал, как они, копался в земле в поисках червячков, хлопал крыльями и пытался летать.

Прошли годы. Однажды уже выросший орёл увидел в небе гордую птицу. С необычайной грациозностью она преодолевала порывы ветра, лишь изредка взмахивая большими крыльями.

Зачарованный, орёл спросил:

- Кто это?

- Это орёл, король всех птиц, – ответил ему сосед. – Он принадлежит небу. А мы, куры, принадлежим земле.

Так орёл жил как курица и умер как курица, ибо верил в своё куриное происхождение.[size=14]

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:16 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Деловая притча от Тадао Ямагучи

Однажды ученик сказал:

- Учитель, сложилась такая ситуация, что я должен сделать выбор, с кем основать новое предприятие: с другом, которого я знаю с детства, или с человеком, с которым я успешно веду дела в течение двух лет?

- Смотря, чего ты ждешь от этого предприятия, – ответил Учитель, улыбнувшись. – Если ты хочешь успеха, – ученик кивнул, – выбирай партнёра, если удовольствия, то друга.

*** Учителю приписывают такое высказывание: «Дружба, основанная на бизнесе, гораздо прочнее, чем бизнес, основанный на дружбе». В наше время эти слова являются популярной поговоркой в мире бизнеса, что подчёркивает их неизменную актуальность.[color=blue][font=Times][offtopic]

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:20 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
ПРИТЧИ в изложении Ошо

Ошо своё учение передавал в виде бесед, всякий раз обращённых к конкретной аудитории или даже к конкретному человеку. «Я не пришёл учить вас, я пришёл разбудить вас». Неудивительно, что при подобной, контекстной подаче, часть материала всякий раз оказывалась оформлена по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное отличие от прежде сказанного: одному человеку Ошо мог сказать: «Мир статичен», а другому: «Мир постоянно меняется!». Таким образом, он пытался привести человека в «точку равновесия», чтобы он не был однобоким, всегда находился в поиске.

Принять себя

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть. Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Ты здесь потому, что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! В ином случае кто-то другой был бы здесь. Ты воплощение чего-то особенного, существенного, чего-то очень важного. Почему тебе необходимо быть Буддой?

Если бы Бог хотел другого Будду, он произвел бы столько Будд, сколько захотел. Но он создал только одного Будду, этого достаточно. С тех пор он не создал другого Будду или Христа. Вместо этого он создал тебя. Подумай, какое внимание Универсума было уделено именно тебе!

Ты избран — не Будда, не Христос, не Кришна. Их дело сделано, они внесли свой вклад в существование. Сейчас ты здесь, чтобы внести свой вклад. Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой … невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.

Подражание

Внимательно наблюдайте за собой, чтобы увидеть, насколько вы подражаете другим. При подражании ваше подлинное начало остаётся мертво. Отсеките подражание. Это может быть болезненно. Страдание может быть глубоким. Но в вас проявится ваше истинное, ваше подлинное.

Дзэн-мастер Гутэй имел привычку поднимать палец всегда, когда объяснял дзэн.

Очень молодой ученик стал подражать ему, и когда кто-нибудь спрашивал ученика, о чём говорил Мастер, тот тоже поднимал палец. Гутэй проведал об этом и однажды пришёл посмотреть. Он подкрался сзади, и когда мальчишка поднял палец, Гутэй выхватил нож и отсёк ему палец. И до того как мальчик успел заорать, Гутэй крикнул:

— Стоп!

Мальчик замолчал, обернулся и сквозь слёзы увидел Мастера. Гутэй поднял свой палец, и мальчик по привычке начал поднимать свой тоже. И когда он сделал это без пальца, он стал просветлённым.

Мастер никогда не делает ничего лишнего, даже поднимая палец. Гутэй не всегда поднимал палец, а только когда обучал дзэн. Почему? Все проблемы возникают, пока вы фрагментарны, нецелостны. Потому что тогда вы в разладе, в хаосе, и гармонии нет. А что такое медитация? Ничего. Но приходит целостность. Пояснения Гутэя были вторичны, но он поднимал палец как вещь первичную. Этим он говорил:

— Будь одним! И твои проблемы решены.

Мальчик начал подражать ему внешне. Подражание не может руководить вами везде. Подражание означает, что идеал где-то вовне. Это не то, что произошло с вами. Это — не изнутри. Вы имеете семя в себе, но если вы подражаете другим, семя останется мёртвым. Имитация, подражание должны быть решительно отброшены. Палец — лишь символ.

Гутэй крикнул: «Стоп!» В момент остановки нет больше боли. И когда Мастер поднимает свой палец, мальчик поднимает свой палец. Палец, которого там нет. И в первый раз он понимает, что он не тело — он осознание, сознание, разумность. Он душа, а тело — только дом.

Вы — свет внутри себя, не лампа, но пламя.

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:22 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Красота и Уродство

Твоя любовь — это на самом деле не любовь. Это ревность, чувство собственности, ненависть, гнев, насилие; это тысяча и одна вещь, но не любовь. Они переодеваются в любовь — потому что все эти вещи так уродливы, что не могут существовать без маски.

Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго — в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.


Понимание

Поймите, то, что человек видит чётче всего в других, то он несёт в себе. Его суждения есть активное отражение того, что подавлено или не реализовано в нём самом.

Два монаха дзэн переходили вброд бурную речку. Недалеко от них стояла очень красивая юная девушка, которая тоже хотела переправиться через реку, но боялась. Она попросила монахов помочь ей. Один из них молча взял её на плечи и перенёс на другой берег. Второй монах был в бешенстве. Он не сказал ничего, но внутри он весь кипел: «Это же запрещено!

Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а этот не только прикасался, но и нёс её на своих плечах!» Когда они пришли в монастырь, на дворе был уже вечер. Тут раздражённый монах повернулся к первому и сказал:

— Смотри, я должен рассказать об этом настоятелю, я должен сообщить. Это запрещено! Ты не должен был так поступать!

Первый монах удивлённо спросил:

— О чём ты говоришь, что запрещено?

— Ты забыл? — сказал второй. — Ты нёс красивую юную женщину на плечах.

Первый монах рассмеялся и ответил:

— Я перенёс её на другой берег за одну минуту и сразу же оставил её там. А ты всё ещё несёшь её?

Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг, а я голая», — и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.

Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства.

Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность. Поэтому они не позволяют тебе видеть их реальности. Ревность притворяется любовью, чувство собственности создаёт маску любви…

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:23 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Простота

Быть обычным — уже есть чудо. Не стремиться быть кем-то — уже чудо. Пусть естественность будет вашим курсом. Следуйте ему.

Однажды Банкей, дзэн-мастер, работал в саду. Пришел ищущий и спросил Банкея: «Садовник, где Мастер?» Банкей улыбнулся и сказал: «За дверью, внутри, ты найдешь Мастера».

Ищущий вошел и увидел Банкея, сидящего в кресле, того же самого человека, что был садовником снаружи.

— Ты ребячишься? Освободи кресло. Это святотатство. Ты не можешь не уважать Мастера, — сказал ищущий.

Банкей встал с кресла, сел на землю и сказал: «Сейчас ты не найдешь Мастера в кресле, потому что я — Мастер». Ищущему было трудно принять, что великий Мастер такой простой, обычный. Он ушел… и промахнулся.

В другой день, когда Банкей спокойно проповедовал, его прервал священник другой общины. Эта община веровала в силу чудес. Священник похвастал, что основатель их религии мог, стоя на одном берегу реки с кистью в руке, писать святое имя на клочке бумаги, которую держал его помощник на противоположном берегу. Затем он спросил: «А какие чудеса можешь делать ты?» Банкей ответил: «Только одно: когда я голоден — я ем, когда я хочу пить — я пью».

Единственное чудо, невозможное, неимоверное чудо — быть простым, обычным. Стремление ума — быть необычным. Эго жаждет признания. И это чудо, когда вы можете быть простым, когда вы не просите признания, когда вы можете существовать, словно вас и нет. Сила всегда не духовна. Люди, которые делают чудеса, не духовны, во всяком случае утверждение чудес в религиях просто опасно.

Ваш ум скажет: «Что это за чудо: когда я голоден — я ем, когда хочу спать — сплю». Но Банкей говорил о реальных вещах. Когда вы чувствуете голод, ум говорит: «Нет, я держу пост». Когда вы не чувствуете голода, когда ваш желудок полон, ум говорит: «Пойдем покушаем, пища такая вкусная». Ваш ум всегда вмешивается. Банкей говорит: «Я следую природе. Что бы мое целостное сущее ни чувствовало, я делаю это. Этим не управляет мой фрагментарный ум. Я знаю одно чудо: пусть естество выбирает направление, следуй ему».

 
AntoninaДата: Воскресенье, 08/Авг/2010, 18:24 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Лягушки

Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:

- Интересно, а откуда ты пришла?

- Я пришла из океана.

Колодезная лягушка спросила:

- А он больше, чем этот колодец?

Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме – сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:

- Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.

Колодезная лягушка сказала:

- Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.

Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути, и спросила:

- Этого хватает?

Океанская лягушка засмеялась и сказала:

- Нет.

Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:

- Этого хватает?

Океанская лягушка снова сказала:

- Нет!

Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:

- Теперь ты не можешь сказать «нет».

Океанская лягушка сказала:

- Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!

Тогда колодезная лягушка сказала:

- Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!

 
AntoninaДата: Понедельник, 09/Авг/2010, 04:56 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Жизнь как шахматная партия

Кто-то сказал, что жизнь похожа на шахматную партию. Не знаю, так ли это.Шахматная доска одна, а шахматистов двое.

У каждого свои цели, и каждый действует из собственного понимания ситуации.И, осуществляя свои замыслы, каждый вносит помехи в осуществление замыслов партнера.Замыслы оказываются неосуществленными, но рождается игра. Она складывается неожиданно для обоих, обеим она неподвластна.

Победитель – это всегда тот, кто лучше подготовил свой номер.

 
AntoninaДата: Понедельник, 09/Авг/2010, 04:58 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Статус: Offline
Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело.

И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:

- Можно, я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:

- Выбирай.

Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов: и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:

- Боже, можно мне взять этот?

- Можно, – ответил Бог. – Это твой собственный и есть.

Афоризм в тему:

Никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и привычек (Франсиско Кеведо-и-Вильегас)

 
Форум Психологии » ВИРТУАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » Метафоры для жизни » Метафоры
Страница 1 из 212»
Поиск: